Директором НО ФРТП Игорем Малышевым было сделано заявление, что по предварительным данным теплоэнергетиков, масштабная авария на теплоэнергетической трассе в Самаре (январь 2019 г.) произошла из-за коррозии трубопроводной конструкции:
«Это еще раз говорит о том, что износ российских трубопроводных систем достиг катастрофического предела».
Как сообщает Росстат, сегодня четыре из пяти трубопроводные тепловые конструкции в России по возрасту, выше безаварийного срока эксплуатации. Примерно 100 000 км из них, что составляет треть теплосетей,– аварийные. На протяжении года изношенные теплосети перекладываются в небольшом количестве (примерно только 1,30 % при норме – 4,0%), в сравнении с общей протяженностью теплотрасс.
В Самаре первый раз прорвало теплотрассу 22 января 2019 г., а второй раз – на следующий день. Такие события – ощутимый удар для ЖКХ города. В результате первого прорыва пострадал Кировский район, где вышла из строя магистраль сечением 100 см, после чего некоторые улицы были залиты кипятком.
К сожалению, пострадали люди: 19 человек попало в больницу с ожогами различных степеней. 23 января теплоэнергетиками был завершен ремонт теплотрассы, но в момент ее заполнения опять произошла авария.
Как сообщили СМИ, в те дни на улице – мороз 20 градусов, а теплом не обеспечены 62 274 жителя Самары в 338-ми домах.
Как отмечалось в СМИ, на протяжении последних шести лет Фондом развития трубопромышленности было зафиксировано 3 тыс.490 аварийных ситуаций в водо- и тепломагистралях. По сообщениям экспертов, в результате случившихся аварий, бюджеты всех уровней понесли ущерб в размере нескольких миллиардов рублей.
В эту сумму входят средства, необходимые для устранения негативных последствий случившихся бед. Следует обратить внимание, что в результате случившегося обожглись кипятком 164 человека, 66 – погибли.
Не только изношенность трубопроводных систем становится главной причиной возникающих аварийных ситуаций. Применяя бывшие в употреблении стояки, то есть трубы, которые уже были ранее задействованы в функционирующих газо- или нефтемагистралях, строящиеся трубопроводы заранее обречены. На первый взгляд, отреставрированные трубы ничем не отличаются от новых аналогов.
Это относится к общему внешнему виду изделий. С технической точки зрения – это не совсем так. Б/у изделия обладают невысоким качеством, поскольку на протяжении первой эксплуатации произошли некоторые структурные изменения металла в худшую сторону.
На изделиях такого типа возможны остатки механических, физических, коррозионных повреждений, что понижает пластичность, термоциклическую долговечность, сопротивление разрушительным процессам, проходящим внутри материалов.
Оста́точным техническим ресурсом б/у труб вовсе не гарантируется надежное функционирование изделий в новосоздаваемых трубных конструкциях. Трассы из таких элементов – недолговечные, быстро выходят из строя.
Несмотря на это, все тендера преследуют одну цель: максимально уменьшить стоимость поставляемых изделий. Отмечается несовершенство нормативно-правовой базы.
«Как результат – существует риск не только для здоровья, но и для жизни российских граждан. Наблюдается повышение технологических, экологических, социальных рисков, все больше государственных средств незаконным способом используется для закупки фальсификата, которым обеспечивают многие инфраструктурные объекты. В конечном итоге начинают страдать многочисленные производители, которые на протяжении многих лет доказывают свою добросовестность. Но они не могут выдержать конкуренции с организациями, пользующимися в своей деятельности мошенническими схемами»
– подметил И.Малышев.
Чтобы решить проблему, на протяжении 2016-2017 годов ФРТП была изменена нормативно-техническая база относительно рынка б/у стояков из стали. Изменения коснулись запрещения применения труб б/у типа, использующихся в водоснабжении, канализационных системах, а также большинстве тепломагистралей.
Главное внимание природоохранных органов привлекла, так называемая, реставрация ранее использованных труб. Дело в том, что начиная с 2017 г., Росприроднадзором такие изделия были классифицированы как отходы, относящиеся к IV классу опасности.
Это значит, что на них распространяется действие закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», принятого 24 июня 1998 года, соответственно которого запрещается сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение стояков, отработавших свой ресурс.
Деятельность в этих направлениях классифицируется как использование опасных отходов, что не может осуществляться без наличия лицензии специального типа.
Правительство РФ поручило в 2018 году проверить предприятия, специализация которых включает демонтаж, утилизацию, обезвреживание, реставрацию б/у стояков. В процессе проверочных мероприятий, было установлено, что бывшие в употреблении трубы с изоляционных заводов поставлялись на новостройки ЖКХ.
Дальше Игорь Малышев отметил:
«Хотя был введен запрет на использование стальных б/у стояков в канализационных, водоснабжающих, отопительных конструкциях, их дальше поставляют на строящиеся объекты. Осуществление регулярного государственного контроля за движением фальсифицированного и контрафактного трубного продукта, к которому относятся трубные изделия б/у, сможет полностью решить эту проблему».
Использовать отреставрированные стояки – необходимо.
Просматриваются все варианты эффективного решения этой проблемы. В 2018 г. Минпромторгом Российской Федерации вместе с Минстроем и ЖКХ были поданы в Правительство ряд согласованных предложений в том плане, чтобы строительные своды правил и другие нормативные документы запретили применять стояки б/у. А чтобы требования выполнялись, необходимо усилить ответственность за их нарушение.
В данное время ведется работа по подготовке и принятию постановления российского Правительства, в котором предлагается ввести обязательное подтверждение качественных характеристик, свойств, касающихся абсолютной безопасности труб из стали. Речь идет об изделиях, использующихся в строительстве, при реконструкциях, ремонтах водоснабжающих, теплоснабжающих сетей.